Иван Петрович Павлов собирал работы только русских художников, не скрывая горячей
симпатии к передвижникам. Их жизнерадостные, наполненные светом и цветом пейзажи,
глубоко реалистичные жанровые полотна, вызывали у него истинное восхищение. При этом
эмоциональная реакция неизбежно уступала место работе мысли, и подлинными
произведениями Павлов считал те, осмысление которых могло всколыхнуть душу.
|
Он не пропускал практически ни одной выставки картин, открывавшейся в то время в
Петербурге, бывал на каждой неоднократно и в самой категоричной форме высказывал свое
отрицательное или восторженное отношение к выставленным полотнам. Многие картины из
его коллекции куплены на этих вернисажах.
|
Пополнение коллекции всегда радовало Ивана Петровича. "Он любил показывать гостям
своё сокровище, сопровождая показ меткими характеристиками и художника, и его
произведения", - вспоминал позднее один из ближайших сотрудников Павлова - И. С. Розенталь.
|
И.П.Павлов был не только знаком, но и дружен со многими известными художниками:
Р.А.Берггольцем, Н.Н.Дубовским, М.В.Нестеровым, И.Е.Репиным, С.Т.Коненковым и
другими.
|
Первой картиной в его коллекции стал великолепный портрет маленького Воли
(так звали в семье старшего сына Павловых - Владимира), написанный Н.А.Ярошенко
и приобретенный у вдовы художника в 1898 году. Затем в доме появилась прекрасная
картина, изображающая вечернее море и берег с горящим костром в Силламяэ, -
"Вечерняя заря", подарок автора - художника Н.Н.Дубовского.
|
Силламяэ - небольшой живописный поселок на берегу Финского залива в Эстонии, где
семья Павловых до революции около 20 лет подряд проводила летние месяцы, был
излюбленным местом отдыха художников. Многие из них, подружившись с Павловым,
участвовали в организуемых им пеших прогулках и велосипедных заездах, с
удовольствием играли в любимые им с детства городки. Как известно, Павлов намеренно
исключал занятия наукой из своего летнего расписания.
|
Особенно теплые отношения сложились у Павловых с семьей Дубовского, и в коллекции
Ивана Петровича было немало замечательных пейзажей, подаренных в разное время
Николаем Никаноровичем.
|
В 20-е годы нынешнего столетия жизнь близко свела Павлова с И.Е.Репиным, творчество
которого Иван Петрович ценил очень высоко. "Репин - это Толстой в живописи", - говорил
он. Павловы не раз навещали семью Репиных в Пенатах, где два великих современника вели
бесконечные беседы. Известная акварель Репина "Паломник", написанная им в 1880 году,
была подарена Павлову, когда он с сыном Владимиром гостил в усадьбе художника.
Здесь же в 1924 году Павлов позировал Репину. "Я сидел в кресле, облаченный в белый
врачебный халат, - вспоминал он позднее в беседе с С.Т.Коненковым, - Илья Ефимович
расспрашивал меня про то, как идет жизнь в Ленинграде, и увлеченно писал
масляными красками. Портрет вышел бодрый и, знаете, светлый такой".
Эта работа находится в Третьяковской галерее, а выполненный в те же годы маслом
небольшой этюд "Павлов в Териоках" и по сей день украшает столовую репинской усадьбы-музея.
|
В коллекции Ивана Петровича, по воспоминаниям М.В.Нестерова, "был Репин, его лучшей поры,
в чудесных этюдах к "Приему старшин", были и более поздние картины, до самых последних
лет жизни Ильи Ефимовича". К сожалению, при организации мемориальной экспозиции среди
переданных музею экспонатов не оказалось ни одной работы знаменитого живописца.
|
Сам М.В. Нестеров вспоминал о Павлове с особой теплотой. Художник, отказавшийся вначале
писать портрет знаменитого ученого, т.к. по фотографиям не видел в его лице "признаков
манящих, волнующих воображение", говорил после первой же встречи с Иваном Петровичем:
"Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен, покорен
навсегда". Действительно, 80-летний академик поразил его своей энергией, удивительной
ясностью мыслей и живым интересом ко всему, происходящему вокруг.
|
Первый павловский портрет был написан Нестеровым в 1930 году и хранится в
Русском музее. К 85-летию Павлова художник подарил ему повторение этого, особенно
полюбившегося близким, портрета, которое до сих пор украшает кабинет в мемориальной
квартире.
|
В 1935 году Нестеров написал второй портрет ученого, на котором, стараясь отразить
динамичность натуры Павлова, изобразил его с вытянутыми на столе, сжатыми в кулаки
руками - характерным жестом при спорах и горячих обсуждениях. Эта работа находится в
Третьяковской галерее. Оба портрета написаны в Колтушах, где, по идее Ивана Петровича,
в двадцатые годы была создана Биологическая станция, ставшая базой для проведения
научных исследований и его любимым местом летнего отдыха. Здесь, начиная с 1930 года,
практически каждое лето бывал и Нестеров, здесь им написан в 1934 году портрет жены
Павлова Серафимы Васильевны, здесь сделано несколько карандашных набросков
самого физиолога, его дочери - все эти работы хранятся в нашем музее.
|
Бывал в Колтушах и А.А.Рылов. Существует предположение, что находящаяся в
коллекции Ивана Петровича картина Рылова "Сенокос" написана именно в этих местах.
|
Центральную стену гостиного зала занимают особенно любимые Павловым "Богатыри"
В.М.Васнецова, один из авторских вариантов, написанный в 1897 году.
|
В 1931 году в разговоре с Горьким Иван Петрович так характеризовал эту жемчужину своего
собрания: "Вот моя любовь... Васнецов прекрасно изобразил три темперамента!.. Какая мощь!..",
а старший сын Павлова Владимир писал художнику, что для его "Богатырей" "...отец выбрал самое
лучшее место в нашей зале".
|
Павлов очень высоко ценил творчество В.М.Васнецова, а его "Марию с младенцем" в Киевском
соборе считал произведением, "равносильным "Мадонне" Рафаэля".
|
К сожалению, до сих пор не представляется возможным составить полный каталог павловской
коллекции живописи. Известно, что среди картин его собрания были работы не только Репина,
Ярошенко, но и Серова. Старинные фотографии интерьеров квартиры воочию убеждают, как
много полотен было в доме ученого.
|
|