И.П.Павлов создал крупнейшую физиологическую научную школу, не имеющую себе равных в истории отечественного естествознания. Основанием тому послужили не только его личные дарования и продолжительный период активной творческой деятельности, но, главным образом, его манера, стиль научного руководства - решать научные задачи совместно, коллективно с сотрудниками и товарищами, быть открытым и для маститых профессионалов, и для новичков.


И.П.Павлов с сотрудниками в клинике нервных болезней. 1932 г.

      "Если я возбуждал, направлял и концентрировал нашу общую работу, - писал Павлов в 1926 году в предисловии к 1-ому изданию "Лекций о работе больших полушарий головного мозга", - то в свою очередь сам постоянно находился под влиянием наблюдательности и идейности моих сотрудников".

      Павлов до конца дней сохранил эту свою особенность - трудиться и даже мыслить вслух в общении с сотрудниками. Коллективные обсуждения экспериментальных материалов физиологических лабораторий И.П.Павлова известны как знаменитые павловские "среды".


И.П.Павлов с сотрудниками на "среде".

      Павловскую школу составляли не только штатные сотрудники его экспериментальных лабораторий, но и многочисленные практиканты, прикомандированные для усовершенствования, подготовки и защиты диссертаций, приобретения методических навыков, выполнения отдельных научных исследований.

      Большинство учеников и сотрудников И.П.Павлова имели медицинское образование. Впервые сотрудниками научно-исследовательских лабораторий стали двадцать шесть женщин из числа первых в России женщин-врачей. Среди других учеников павловской школы были научные сотрудники, педагоги высших и средних учебных заведений, ветеринары, агрономы и т.п.


   

Е.О.Шумова-Симановская.
(1852-1905 гг.)

Ученица И.П.Павлова,
первая женщина-ординатор
Медико-хирургической
академии.


      Из числа учеников И.П.Павлова вышло немало выдающихся представителей отечественой клинической медицины: академик И.В.Завадский, профессора В.В.Кудревецкий, С.С.Зимницкий, П.Н.Николаев, Б.В.Верховский и ряд других.

      Павловская школа дала науке также большое число выдающихся физиологов, создавших собственные научные направления, академиков и профессоров, руководителей кафедр, лабораторий, институтов: Б.П.Бабкин, К.М.Быков, Л.А.Орбели, Г.В.Анреп, П.К.Анохин, Д.А.Бирюков, Е.М.Крепс, Ф.П.Майоров, Г.В.Фольборт и многие, многие другие.

      Наиболее полные биографические сведения об учениках павловской физиологической школы представлены в единственной до сих пор публикации, посвященной этому вопросу - книге Д.Г.Квасова и А.К.Федоровой-Грот "Физиологическая школа И.П.Павлова" (издательство "Наука", 1967 год).

<Назад>